- Первой формой классического идеала науки был
- (100%) математический
- (0%) гуманитарный
- (0%) технический
- (0%) физический
история науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Укажите логические законы, открытые Аристотелем,
имеющие ключевое значение для научного познания
- (50%) закон тождества
- (-50%) закон отрицания отрицания
- (-50%) закон единства и борьбы противоположностей
- (50%) закон исключенного третьего
история науки (Множественный выбор)
- Когда возникло естествознание?
- (0%) в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире;
- (0%) примерно в V веке до н.э. в Древней Греции;
- (0%) в период позднего средневековья XII-XIV вв.;
- (100%) в XVI-XVII веках;
- (0%) в конце XIX века.
история науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Что из перечисленного в истории науки появилось раньше:
- (100%) гелиоцентрическая теория;
- (0%) электродинамика;
- (0%) термодинамика;
- (0%) теория относительности.
история науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Наука как социальный институт складывается
- (0%) в ХХ в.
- (100%) в ХVII–ХVIII вв.
- (0%) в VI–V вв. до н.э
- (0%) на заре человечества
история науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется
- (0%) антисциентизмом
- (0%) волюнтаризмом
- (100%) сциентизмом
- (0%) нигилизмом
история науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технический прогресс и выступающее против них, называется
- (0%) технократизмом
- (0%) фидеизмом
- (0%) солипсизмом
- (100%) антисциентизмом
история науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- В чем проявляется социальная природа познавательной деятельности?
- (50%) все люди, так или иначе, участвуют в познании объективного мира
- (50%) используется весь прошлый опыт человечества
- (-50%) знание объективно и не зависит от наблюдателя
- (-50%) все ответы неверны
Наука - сфера культуры (Множественный выбор)
- Диалектическая концепция динамики научного знания это:
- (0%) просто эволюционное изменение (расширение объёма и содержания научных истин)
- (100%) развитие (изменение со скачками, революциями, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет)
Наука - сфера культуры (Множественный выбор / Только один ответ)
- Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением, лишь на основе действия внутринаучных факторов или также существенным является влияние на научное знание вненаучных (социокультурных) факторов?
- (0%) на основе действия внутринаучных факторов
- (0%) влиянием вненаучных (социокультурных) факторов
- (100%) действуют оба фактора
Наука - сфера культуры (Множественный выбор / Только один ответ)
- В истории философии науки принято выделять следующие
типы научной рациональности:
- (100%) классическая, неклассическая, постнеклассическая
- (0%) субъектная, объектная, функциональная
- (0%) парадигмальная, индуктивная, синергетическая
- (0%) классовая, социокультурная, технократическая
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Классическая, неклассическая,
постнеклассическая – это:
- (100%) исторические типы научной рациональности
- (0%) исторические типы научной картины мира
- (0%) структурные уровни научной деятельности
- (0%) исторические типы социальной организации научной деятельности
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Объективность, логичность, универсальность, системность, целесообразность, общезначимость, согласованность элементов знания – это:
- (0%) функции современной науки
- (0%) философские основания науки
- (100%) критерии научной рациональности
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Каждый тип научной рациональности определяется свойственной только ему:
- (100%) системой оснований науки
- (0%) политической и экономической системами
- (0%) научной школой
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Фундаментализм, механицизм, холизм, финализм, абсолютизм, наивный реализм, субстанциальность, динамизм, жесткий детерминизм, эссенциализм, кумулятивизм, редукционизм – это основные принципы и установки:
- (0%) неклассической рациональности
- (0%) постнеклассической рациональности
- (100%) классической рациональности
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Основные принципы и установки неклассической рациональности, наряду с полифундаментализмом, дуализмом, дискретностью, релятивизмом, нелинейностью, утратой наглядности, включают в себя:
- (50%) дополнительность, необратимость, вероятность
- (-50%) механицизм, жесткий детерминизм, кумулятивизм
- (50%) неопределенность, дифференциацию, антропный принцип
- (-50%) эмпиризм, классицизм, индукцию
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор)
- Основными принципами постнеклассической рациональности, помимо проблемной ориентированности исследований, являются:
- (-50%) субстанциальность, кумулятивизм, абсолютизм
- (50%) синергетизм, эволюционизм, конструктивизм, интегратизм
- (50%) междисциплинарность, стохастический детерминизм
- (-50%) релятивизм, жесткий детерминизм, антиэволюционизм.
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор)
- В ходе преобразования стиля научного мышления в первой половине XX века формируется:
- (0%) классическая рациональность
- (0%) постнеклассическая рациональность
- (100%) неклассическая рациональность
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Становление этого типа научной рациональности связано с преобразованиями оснований науки в последней трети XX века:
- (0%) классическая рациональность
- (100%) постнеклассическая рациональность
- (0%) неклассическая рациональность
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Этот тип научной рациональности связан с механистической картиной мира, его становление происходит в XVII веке:
- (100%) классическая рациональность
- (0%) постнеклассическая рациональность
- (0%) неклассическая рациональность
Научная рациональность и ее исторические типы (Множественный выбор / Только один ответ)
- Как называются науки, которые применяют результаты
познания для решения конкретных производственных и социально-практических
проблем:
- (0%) фундаментальные
- (100%) прикладные
- (0%) общественные
- (0%) технические
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Наука не может рассматриваться как ...
- (100%) Форма обыденного мировоззрения
- (0%) Определенный способ человеческой деятельности (исследование)
- (0%) Проверяемая особым образом система знаний о реальности
- (0%) Определенный социальный институт
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Как
называется структурный уровень науки, на котором знания являются результатом
непосредственного контакта с реальностью в наблюдении и эксперименте:
- (0%) обыденный
- (0%) теоретический
- (0%) философский
- (100%) эмпирический
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какие уровни составляют структуру научного знания?
- (0%) чувственный и рациональный
- (0%) диалектический и метафизический
- (100%) эмпирический и теоретический
- (0%) естественнонаучный, математический, технический, гуманитарный
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Исследования, направленные преимущественно на
применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных
задач – это:
- (100%) прикладные научные исследования
- (0%) фундаментальные научные исследования
- (0%) поисковые научные исследования
- (0%) академические научные исследования
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какой уровень научного
познания представляет собой совокупность принципов, норм, идеалов, составляющих
основание научных теорий и науки в целом, которые обеспечивают единство и
определенность научной деятельности:
- (0%) теоретический
- (0%) практический
- (100%) философский (метатеоретический)
- (0%) эмпирический
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Как называется структурный уровень науки, который позволяет раскрыть
наиболее глубокие существенные стороны изучаемых явлений, используя разум и
логику:
- (0%) эмпирический
- (100%) теоретический
- (0%) философский
- (0%) обыденный
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- К элементам структуры науки как социального института
относят в том числе:
- (-50%) функции научного познания
- (50%) субъект научного познания
- (50%) объект научного познания
Понятие и структура науки (Множественный выбор)
- В структуру науки как социального института входят в
том числе следующие элементы:
- (50%) научное исследование
- (50%) методология научных исследований
- (-50%) идеалы и ценности научных исследований
- (-50%) законы природы
Понятие и структура науки (Множественный выбор)
- Структура науки как социального института включает в
себя:
- (50%) объект, научное исследование, материально-техническая база
- (-50%) философские основания науки, идеалы и нормы науки
- (50%) субъект, научные знания, научный менеджмент
- (-50%) теория, модель, закон природы
Понятие и структура науки (Множественный выбор)
- При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляются
подходы:
- (100%) структурный, организационный, функциональный
- (0%) структурный, организационный, нормативный
- (0%) дескриптивный, организационный, функциональный
- (0%) дескриптивный, нормативный, функциональный
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какая пара черт
науки является истинной:
- (0%) систематичность и завершённость
- (0%) рациональность и моральность
- (100%) незавершённость и внеморальность
- (0%) общезначимость и завершённость
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- В зависимости от направленности на практическое применение науки в первую очередь делятся на:
- (0%) эмпирические и теоретические
- (100%) фундаментальные и прикладные
- (0%) чувственные и рациональные
- (0%) абстрактные и конкретные
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Технические дисциплины традиционно относят к:
- (100%) прикладным наукам
- (0%) фундаментальным наукам
- (0%) практическим наукам
- (0%) гуманитарным наукам
Понятие и структура науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- К основным критериям научности относятся
- (50%) обоснованность
- (-50%) спонтанность
- (-50%) уникальность
- (50%) проверяемость
Понятие и структура науки (Множественный выбор)
- Укажите основные аспекты понимания науки
- (100%) Познавательная деятельность, социальный институт, сфера культуры
- (0%) Познавательная деятельность, социальный институт
- (0%) Социальный институт, сфера культуры
- (0%) Совокупность доказанных фактов, истинное знание
функции науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какая функция не является одной из основных функций
науки:
- (0%) культурно-мировоззренческая функция
- (0%) функция непосредственной производительной силы
- (0%) функция производства истинного знания
- (100%) функция создания идеологии
- (0%) проективно-конструктивная функция
функции науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- К функциям науки относятся:
- (0%) гносеологическая и идеологическая
- (0%) трансформационная и идеологическая
- (100%) гносеологическая и трансформационная
Функции науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- К функциям
научного исследования относятся:
- (50%) описание
- (50%) объяснение
- (-50%) экспликация
- (-50%) экстраполяция
функции науки (Множественный выбор)
- Что является главной целью науки:
- (100%) получение знаний о реальности
- (0%) развитие техники
- (0%) улучшение человеческой породы
- (0%) совершенствование нравственности
функции науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- К функциям науки не относится...
- (0%) описательная
- (0%) прагматическая
- (0%) мировоззренческая
- (100%) эстетическая
функции науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Идеалы и нормы научного исследования – это …
- (33.33333%) представления о целях научно-познавательной деятельности и о способах их достижения
- (-33.33333%) социальный статус и престиж науки в глазах общества
- (-33.33333%) требования, предъявляемые к квалификации исследователя
- (33.33333%) требования, предъявляемые к получению, обоснованию и организации знания
- (33.33333%) эталонные установки и регулятивные ориентиры научной деятельности, имеющие социокультурную природу
- (-33.33333%) эталонные установки и регулятивные ориентиры научной деятельности, обладающие неизменной и объективной природой
идеалы и нормы науки (Множественный выбор)
- К идеалам науки относятся …
- (33.33333%) полнота и открытость научных знаний
- (33.33333%) системность научных знаний
- (-33.33333%) субъективность научных знаний
- (33.33333%) универсальность научных знаний
- (-33.33333%) фрагментированность научных знаний
- (-33.33333%) элитарность научных знаний
идеалы и нормы науки (Множественный выбор)
- Отметьте верное утверждение:
- (0%) Критерии научности неизменны и обладают универсальной объективной природой
- (0%) Критерии научности изменяются, но обладают универсальной объективной природой
- (100%) Критерии научности зависят от социокультурного, исторического и дисциплинарного контекстов
- (0%) Критериев научности не существует
идеалы и нормы науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Критерии научности – это …
- (0%) совокупность наглядных представлений о мировых явлениях и процессах в виде моделей объектов научного познания, их изображений, описаний и т. д.
- (100%) совокупность признаков, специфицирующих научное знание
- (0%) эталонные установки и регулятивные ориентиры научной деятельности
- (0%) отличительные особенности естественных наук от социо-гуманитарных
идеалы и нормы науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Согласно классической науке, к критериям научности не относится:
- (100%) Контекстуальность истины
- (0%) Опытное подтверждение знания
- (0%) Отождествление научности с объективностью
- (0%) Принцип интерсубъективности
идеалы и нормы науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какая научная картина мира впервые признает принципиальную неустранимость субъекта исследования из результатов эксперимента?
- (0%) Аристотелевская картина мира
- (0%) Картина мира классической науки
- (100%) Картина мира неклассической науки
- (0%) Картина мира постнеклассической науки
- (0%) Ньютоновская картина мира
научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- В основе какой научной картины мира лежат информационный подход и принципы развития и системности?
- (0%) Аристотелевская картина мира
- (0%) Картина мира классической науки
- (0%) Картина мира неклассической науки
- (100%) Картина мира постнеклассической науки
- (0%) Ньютоновская картина мира
научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- К функциям научной картины мира не относится...
- (0%) интегративная
- (0%) нормативная
- (100%) интерсубъективная
научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- Научная картина мира – это …
- (0%) Основанное на скрытом, неартикулированном и нерефлексивном личностном знании представление об устройстве мира.
- (100%) Система общих представлений о фундаментальных свойствах и закономерностях универсума, возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов, понятий и принципов.
- (0%) результат познавательной активности субъекта, связанный с обращенностью мышления на свои собственные основы и предпосылки с целью критического анализа содержания и средств познания
- (0%) Совокупность наглядных представлений о мировых явлениях и процессах в виде моделей объектов научного познания, их изображений, описаний и т. д.
Научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- К компонентам научной картины мира относятся:
- (50%) Концептуальный компонент
- (-25%) Метафизический компонент
- (-25%) Визуальный компонент
- (50%) Чувственно-образный компонент
- (-25%) Онтологический компонент
- (-25%) Эпистемологический компонент
Научная картина мира (Множественный выбор)
- Чувственно-образный компонент научной картины мира включает в себя
- (-33.33333%) Законы
- (50%) Наглядные модели
- (-33.33333%) Понятия
- (-33.33333%) Принципы
- (50%) Схемы
научная картина мира (Множественный выбор)
- Современная научная картина мира состоит из …
- (100%) естественно-научного, технического и социально-гуманитарного блоков, единство которых обеспечивают фундаментальные философские принципы и категории, что позволяет видеть мир как единое целое, отдельные фрагменты которого изучаются конкретными науками.
- (0%) естественно-научного и технического блоков, единство которых обеспечивают фундаментальные философские принципы и категории, что позволяет видеть мир как единое целое, отдельные фрагменты которого изучаются конкретными науками.
- (0%) социально-гуманитарного и технического блоков, единство которых обеспечивают фундаментальные философские принципы и категории, что позволяет видеть мир как единое целое, отдельные фрагменты которого изучаются конкретными науками.
- (0%) естественно-научного, биологического и технического блоков, единство которых обеспечивают фундаментальные философские принципы и категории, что позволяет видеть мир как единое целое, отдельные фрагменты которого изучаются конкретными науками.
научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- По уровню обобщения системы научных знаний выделяют...
- (33.33333%) картину мира определенной области науки
- (-25%) научную картину мира отдельного исследователя
- (-25%) картину мира определенной исторической эпохи
- (33.33333%) картину мира отдельного комплекса наук
- (33.33333%) общенаучную картину мира
- (-25%) религиозную картину мира
- (-25%) эстетическую картину мира
научная картина мира (Множественный выбор)
- Отметьте верное утверждение:
- (100%) Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий, так как именно развитие физики долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности.
- (0%) Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных математических теорий, так как именно развитие математики долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности.
- (0%) Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе религиозных теорий, так как именно развитие религии долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности.
- (0%) Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных философских и физических теорий, так как именно развитие этих дисциплин долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности.
- (0%) Первые три общенаучные картины мира формировались и развивались на основе фундаментальных философских теорий, так как именно развитие философии долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности.
научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- Механистическая картина мира соответствует
- (0%) Средневековой картине мира
- (100%) Классической науке
- (0%) Неклассической науке
- (0%) Постнеклассической науке
- (0%) Античной картине мире
научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какую
картину мира характеризует принцип неопределенности:
- (0%) механистическую
- (0%) электромагнитную
- (100%) квантово-полевую
Научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- Основателями
какой научной картины мира являются М. Фарадей, Д. Максвелл:
- (100%) электромагнитной
- (0%) квантово-полевой
- (0%) механистической
- (0%) эволюционно-синергетической
Научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- Укажите положение, относящееся к механистической
картине мира:
- (0%) передача взаимодействий описывается принципом близкодействия
- (100%) построена на однозначных причинно-следственных связях
- (0%) преобладают континуальные представления о материи
- (0%) законы микромира отличаются от законов макромира
Научная картина мира (Множественный выбор / Только один ответ)
- Это форма разрешения многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке, кардинальные изменения в содержании научных знаний на определенном этапе их развития:
- (0%) парадигма
- (0%) научное открытие
- (100%) научная революция
- (0%) научная эволюция
Научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- Научная революция – это:
- (0%) бунт научных работников против условий и оплаты труда
- (100%) глубинные преобразования способов познания
- (0%) коренная перестройка промышленного производства
- (0%) преобразование государственных и административных структур
Научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- Научная революция – это …
- (0%) качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека
- (0%) уточнение понимания предметной области какой-то отдельной науки на основе создания новой теории
- (100%) перестройка оснований науки, коренное качественное преобразование системы научных знаний, которая осуществляется путём изменения философских оснований науки, её методологии, идеалов и норм научной деятельности
- (0%) смена научных школ
Научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- К внутренним факторам научной революции относятся …
- (50%) накопление аномалий, фактов, не находящих объяснения в концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины;
- (-33.33333%) переоценка ведущих познавательных ценностей и идеалов познания и их места в культуре;
- (-33.33333%) смена научных лидеров,
- (-33.33333%) взаимодействие науки с другими социальными институтами
- (50%) совершенствование средств и методов исследования (новая приборная техника, новые математические модели и т. д.), расширяющих диапазон исследуемых объектов;
научная революция (Множественный выбор)
- Какой из перечисленных примеров относится к локальной научной революции:
- (0%) Переход к постнеклассическому знанию
- (0%) Переход от аристотелевской картины мира к ньютоновской
- (0%) Переход от классической физики к квантово-релятивистской
- (100%) Переход от механистической к электродинамической картине мира
научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- Глобальная научная революция связана… :
- (100%) с изменением картины мира, идеалов и норм науки;
- (0%) с радикальными изменениями в ряде научных областей;
- (0%) с развитием междисциплинарности.
- (0%) с развитием международных научных контактов;
- (0%) с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования,
научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- Сколько глобальных научных революций выделяют в истории науки?
- (0%) Две
- (100%) Три
- (0%) Четыре
- (0%) Пять
- (0%) Семь
научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- С проникновением науки в
микромир связана научная революция:
- (0%) XVI-XVII вв.
- (100%) Конца XIX- начала XX вв.
- (0%) Конца XX- начала XXI вв.
- (0%) Эпохи неолита
Научная революция (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какая логическая форма научного знания носит вероятностный характер:
- (0%) факт
- (0%) проблема
- (100%) гипотеза
- (0%) теория
общее (Множественный выбор / Только один ответ)
- Направление философии науки, признающее основными факторами развития науки научную традицию, межсубъектные отношения между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, личностное самоутверждение ученого, социальную природу научного познания – это:.
- (100%) постнеклассическая философия науки
- (0%) история философии науки
- (0%) метафизика
- (0%) эпистемологический фундаментализм
общее (Множественный выбор / Только один ответ)
- Элементами научного знания являются
- (-50%) символ
- (-50%) объект
- (50%) факт
- (50%) теория
общее (Множественный выбор)
- Эпистемологические основания науки – это …
- (0%) Система различных регулятивов, детерминирующих цель и способы получения научного познания, представление и понимание изучаемой реальности, а также формы и степень обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру
- (0%) Система идеалов, норм и критериев научного знания
- (0%) Система категорий, задающих определенное понимание исследуемой реальности (категории материи, свойства, отношения, процесса и т.д.)
- (100%) Принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта
основания науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Согласно эпистемологическим основаниям классической науки …
- (50%) Признается абсолютная истинность научных фактов и теорий
- (-33.33333%) Признается вероятностно-истинный характер научного знания
- (-33.33333%) Признается относительная определенность научных понятий и теорий
- (-33.33333%) Утверждается интерсубъективность научного знания
- (50%) Утверждается независимость объекта познания от субъекта
Основания науки (Множественный выбор)
- Методологические основания науки – это…
- (0%) Принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта
- (100%) Принимаемые в рамках определенной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и др.
- (0%) Принимаемые в рамках определенной науки представления о картине мира, типах материальных систем, законах развития и функционирования.
- (0%) Общепринятые методы научного исследования
Основания науки (Множественный выбор / Только один ответ)
- Какие работы внесли значительный вклад в формирование методологических оснований науки?
- (-25%) Б. Паскаль «Мысли»
- (33.33333%) И. Ньютон «Математические начала натуральной философии»
- (-25%) М. де Монтень «Опыты»
- (-25%) Н. Кузанский «Об ученом незнании»
- (33.33333%) Р. Декарт «Рассуждение о методе»
- (-25%) Ф. Аквинский «Против ошибок греков»
- (33.33333%) Ф. Бэкон «Новый органон»
Основания науки (Множественный выбор)
- Назовите основные уровни, которые образуют общую структуру научного знания
- (100%) эмпирический, теоретический и метатеоретический
- (0%) эмпирический, прагматический и метатеоретический
- (0%) рациональный, логический и эмпирический
- (0%) рациональный, чувственный и интуитивный
структура научного знания (Множественный выбор / Только один ответ)
- Специфика этого научного исследования заключается в использовании мысленных конструкций, при котором объект изучается опосредованно. Речь идет о:
- (100%) теоретическом исследовании
- (0%) эмпирическом исследовании
- (0%) опытно-практическое исследование
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Процесс создания, конструирования идеальных объектов, раскрывающих сущность эмпирических явлений – это:
- (0%) аксиоматизация
- (0%) формализация
- (100%) идеализация
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Представление какой-либо содержательной области в виде определенной системы знаков – это:
- (0%) аксиоматизация
- (100%) формализация
- (0%) идеализация
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Способ построения теорий, при котором из исходных положений теории, принимаемых без доказательств, логически выводятся и обосновываются все остальные положения – это:
- (0%) гипотетико-дедуктивный метод
- (100%) аксиоматический метод
- (0%) мысленное моделирование
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Метод построения теорий, при котором исходные положения теории формулируются как предположения, допущения – это:
- (100%) гипотетико-дедуктивный метод
- (0%) аксиоматический метод
- (0%) мысленный эксперимент
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Метод исследования объекта в естественных для него условиях – это:
- (0%) естественный эксперимент
- (100%) наблюдение
- (0%) измерение
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Метод исследования объекта в искусственно созданных для него условиях – это:
- (50%) лабораторный эксперимент
- (50%) естественный эксперимент
- (-50%) измерение
- (-50%) наблюдение
методология (Множественный выбор)
- Метод исследования, при котором выявляются количественные характеристики качества объекта соотнесением объекта с эталоном меры – это:
- (0%) эксперимент
- (0%) моделирование
- (100%) измерение
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Метод
исследования и создания копии объекта, замещающей оригинал полностью или с
определенных сторон, интересующих исследователя – это:
- (0%) эксперимент
- (100%) моделирование
- (0%) измерение
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Первым и простейшим уровнем эмпирического знания являются:
- (100%) опытные данные
- (0%) наблюдение
- (0%) эмпирические факты
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Опытные данные представляют собой единичные эмпирические высказывания, оформленные в соответствующих понятиях и терминах, и получаются в:
- (-100%) теории
- (50%) наблюдении
- (50%) эксперименте
методология (Множественный выбор)
- В результате обработки опытных данных, их систематизации и классификации получают:
- (50%) индуктивные обобщения
- (50%) эмпирические факты
- (-100%) эмпирический закон
методология (Множественный выбор)
- В результате эмпирического обобщения группы фактов, когда устанавливаются общие повторяющиеся устойчивые связи, получают:
- (0%) эмпирические факты
- (0%) эмпирическую теорию
- (100%) эмпирический закон
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Логически организованное множество определенных эмпирических законов и фактов представляет собой:
- (50%) феноменологическую теорию
- (50%) эмпирическую теорию
- (-100%) эмпирический закон
методология (Множественный выбор)
- Как называется структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении и эксперименте:
- (0%) обыденный
- (0%) теоретический
- (0%) философский
- (100%) эмпирический
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Что означает диалектический метод в науке:
- (0%) метод рассмотрения постоянных явлений с неизменными свойствами
- (100%) метод рассмотрения развивающихся процессов и явлений
- (0%) метод, опирающийся на чувственно-наглядные приёмы и способы исследования
- (0%) метод внесения определённых изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- К эмпирическим методам научного познания относится:
- (0%) дедукция
- (0%) индукция
- (100%) эксперимент
- (0%) абстрагирование
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Индукция – это научный метод, который:
- (0%) позволяет получить абсолютно истинное знание
- (0%) означает построение частных выводов, основанных на общих посылках
- (100%) позволяет построить общий вывод, основанный на частных результатах
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Укажите метод получения эмпирического знания, при котором главное – не вносить при исследовании каких-либо изменений в изучаемую реальность:
- (0%) эксперимент
- (0%) идеализация
- (0%) формализация
- (100%) наблюдение
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Укажите структурный уровень науки, который позволяет раскрыть наиболее глубокие существенные стороны изучаемых явлений:
- (0%) эмпирический
- (100%) теоретический
- (0%) философский
- (0%) обыденный
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:
- (0%) измерение
- (100%) эксперимент
- (0%) наблюдение
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Методологическое знание включает следующие структурные
уровни:
- (50%) философской и общенаучной методологии
- (-50%) фактической и теоретической методологии
- (50%) конкретно-научной методологии
- (-50%) дескриптивной и нормативной методологии
методология (Множественный выбор)
- Методологическое знание имеет следующие структурные
уровни:
- (50%) уровень процедур и техник исследования
- (50%) частнонаучный, общенаучный, философский
- (-50%) субъективный, объективный
- (-50%) индуктивный, дедуктивный
методология (Множественный выбор)
- Уровни процедур и техник исследования, философской,
общенаучной, конкретно-научной методологии составляют:
- (100%) методологическое знание
- (0%) методологическую парадигму
- (0%) методологическую функцию
- (0%) методологический норматив
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Способы установления принципов, понятий, законов,
выдвижения и обоснования гипотез, построения и применения теорий, с помощью
которых систематизируются и предсказываются явления той или иной области
объективной реальности – это:
- (0%) методы синергетического исследования
- (100%) методы теоретического исследования
- (0%) методы эмпирического исследования
- (0%) методы формально-логического исследования
- (0%) методы гуманитарного исследования
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Является ли корректной постановка вопроса о том, что первично в науке: эмпирическое знание или теоретическое?
Методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Понятие «методология» рассматривается как:
- (-50%) способ исследования
- (50%) философско-мировоззренческие основания познания
- (50%) совокупность приемов, средств, процедур исследования
- (-50%) все ответы верны
методология (Множественный выбор)
- Совокупность приемов, способов познания определяется как:
- (100%) методология
- (0%) метод
- (0%) закон
- (0%) исследование
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Эти методы специфичны и применяются в конкретной научной области или в конкретной научной дисциплине:
- (0%) философские методы
- (100%) частнонаучные методы
- (0%) общенаучные методы
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам осуществляется на:
- (0%) допарадигмальном уровне
- (0%) эмпирическом уровне научного исследования
- (100%) теоретическом уровне научного исследования
- (0%) на всех перечисленных уровнях
методология (Множественный выбор / Только один ответ)
- Методы теоретического исследования направлены на:
- (50%) теоретическую реконструкцию эмпирического уровня
- (50%) построение и совершенствование теоретического знания
- (-50%) получение эмпирических фактов
- (-50%) применение научного знания в прикладных целях
- (0%) методы гуманитарного исследования
методы теоретического исследования (Множественный выбор)
- Методы теоретического исследования разделяются на два
основных класса, связанных с:
- (0%) социогуманитарным и естественно-научным подходами
- (100%) методами построения научных теорий и теоретической реконструкцией эмпирического уровня
- (0%) индукцией и дедукцией
- (0%) анализом и синтезом
методы теоретического исследования (Множественный выбор / Только один ответ)
- Методом построения научной теории является:
- (0%) экспериментальный
- (0%) статистический
- (100%) аксиоматический
- (0%) аналитический
общее (Множественный выбор / Только один ответ)
- В чем состоит цель эмпирического исследования?
- (100%) в получении и описании опытных данных
- (0%) в получении и теоретическом объяснении эмпирических фактов
- (0%) в получении, объяснении и в предсказании новых явлений
общее (Множественный выбор / Только один ответ)